Тамчинский Дацан

В 1738 году в Тамчинскую степь прикочевал монгольский лама Ахалдай. Спустя три года он поставил кумирню, представлявшую собой большую юрту. Легенды говорят, что первоначально дацан был построен там, где теперь приблизительно середина Гусиного озера.
«Лет 80 или 90 на том месте, где теперь лежит озеро, была только долина, посредине которой стояла кумирня, — писал декабрист Н.А Бестужев в 1853 году. — Подле этого храма Будды был колодезь, а по сторонам незначительные озерки... Неприметным образом озерки стали увеличиваться в объеме, но это не удивляло никого, потому что часто в дождливое время случалось то же самое, а сверх того они всегда были окружены болотами... Наконец, начала выступать вода из колодца, потом подступать под самую кумирню, сделавшуюся островом, так что кумирню должно было перенести версты за 4 далее от этого места. Но вода пришла и туда... И тогда уже составили у подошвы горы, на речке Ац, где она находится и по сие время».
Покровительницей дацана стала богиня Лхамо. Монастырь разрастался. В 1750 году здесь построили деревянный дацан. В борьбе за первенство с другим дацаном — Цонгольским, находившемся восточнее пограничной Кяхты — Тамчинский дацан одерживает победу.
И с 1783 года становится резиденцией главы буддийского духовенства, имевшего огромное влияние на левобережные дацаны. С 1809 года монастырь на Гусином озере, несмотря на соперничество с другими дацанами, стал резиденцией Хамбо ламы — главы всех бурятских буддистов.
В 1858 году дацану было разрешено строительство нового главного храма. Строительство вели по проекту монастырского художника местные буряты под руководством русского мастера Воронина, мещанина из города Селенгинска. Проект был утвержден Иркутской губернской строительной комиссией в 1859 году. Здание должно было иметь три яруса, первый — каменный, два верхних — деревянные. В основном строительство храма Цогчен (Сокшин) было завершено к 1870 году. Путешественник В. Птицын, описывая Цогчен-дуган, дает выразительный образ храма: «Среди каменистой пустыни... возвышается огромное белое трехэтажное каменное здание китайской архитектуры, украшенное наверху символической фигурой двух вызолоченных, блестящих на солнце, оленей с колесом между ними. На однообразном фоне пустыни с рассеянными по ней изредка маленькими бурятскими юрточками это белое здание особенно выделяется, кажется таким величественным и производит впечатление собора».
Вслед за ним постепенно были заменены остальные 18 малых храмов дацана на Гусином озере. К началу XX века, в пору своего расцвета, Тамчинский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. В центре его размещался храм Цогчен (Сокшин) — «дом всеобщего собрания». Его окружали 7 малых храмов (сумэ, дуганов), среди которых выделялся двухъярусный храм Майдари. Культ бодхисаттвы Майдари, Будды Грядущего, был широко распространен в Забайкалье. И каждый дацан старался приобрести статую Майдари и 1000 будд. Сумэ в конце XIX века был второй по величине постройкой дацана. Внутри него была установлена скульптура Будды. «В сумэ стоит медное бронзированное изваяние, самое большое, какое мне только довелось видеть в дацанах Забайкалья и Монголии, которые я посещал, — саженей в пять вышиной в сидячей позе», — свидетельствовал В. Птицын.
На протяжении многих лет дацан был центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. Один из самых знаменитых Хамбо лам Тамчинского дацана Дампил Гомбоев в одном из своих отчетов писал, что в дацане издавалось 97 наименований книг на монгольском и тибетском языках.
Сам Гомбоев, занимавший высокий пост с 1878 по 1896 год, отличался не только высокими нравственными и интеллектуальными качествами, но был и «ревнителем просвещения», одаренным и высокообразованным человеком. Особое уважение в научной среде он снискал тем, что подарил Восточно-Сибирскому отделению Российского Географического общества коллекцию буддийского искусства.
В дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа для хувараков (учеников). Преподавание разделялось на пять разделов, разбитых на 14 классов. На первом курсе на протяжении двух лет изучали старомонгольскую и тибетскую грамоту, заучивали наизусть молитвы и ламаистские богослужебные уставы, рисование и некоторые другие ремесла. В третьем и четвертом классе изучалась логика, с пятого по девятый — медицина, десятый и одиннадцатый — астрология и астрономия, далее следовали тибетское богословие и буддийская философия.
Тамчинский (Гусиноозерский) дацан был одним из центров изучения религии и буддийской философии (цаннит). Диспуты между ламами проводились либо на открытых площадках перед храмами, либо в специальных дуганах (Чойра и др.).
Изучение традиций тибетской медицины осуществлялось только в дацанах. В Тамчинском дацане имелся специальный Мамба-дуган, посвященный Будде врачевания Оточи. Эмчи-ламы (медики) получали образование, не только изучая тибетскую медицину, они осваивали также европейское врачевание, составляли подробные описания лекарственных растений, применяли терапевтические и хирургические приемы. Знания передавались от учителя к ученикам. Эмчи-ламы вели истории болезней своих пациентов. Нередко эти записки состояли из нескольких десятков томов.
А за помощь в переводе знаменитого медицинского трактата «Чжуд-ши», оказанную ламами Тамчинского дацана А.Позднееву, многие из них были награждены золотыми и серебряными медалями.
В дацане была своя живописная школа. По воспоминаниям того же В. Птицына, живописцы «в своих мастерских, сидя, скорчившись, на коленях рисуют сначала карандашом по бумаге, полотне или на шелковой ткани контуры бурханов и других священных буддийских изображений, в том числе субурганов или ступ... потом разрисовывают их кистями и красками; красной, желтой, белой и зеленой, и китайской тушью, разведенными не на палитре, а в маленьких китайских чашечках». Занимались здесь и изготовлением глиняных бурханов: «Под руководством своего ламы... хувараки налепливали мягкую глиняную смесь на картонные модели, потом раскрашивали или золотили еще свежую глину, давали засохнуть и снимали готовые обе половины бурхана с моделей, и, наконец, склеивали их».
Была в дацане и столярная мастерская. Все работы выполнялись вручную. Изготавливались деревянные детали и украшения дацанских построек, мебель, божницы, фигуры тигров, львов, мифического животного «луу», слонов.
Цогчен и другие храмы, кроме лампад, освещались европейскими керосиновыми лампами. Для отопления устраивались железные или кирпичные печки. Принимал он в своих стенах и знаменитых ученых и путешественников, крупных учителей и ученых буддийского мира.
Гусиноозерский дацан был одним из немногих монастырей Забайкалья, где практиковалось проведение буддийских мистериальных танцев цам. Один из последних цамов в конце 1920-х годов был снят на кинопленку режиссером В. Пудовкиным для художественного фильма «Потомок Чингисхана».
С конца 1930-х годов открывается мрачная глава истории Гусиноозерского дацана. В 1938 году в Цогчен-дугане разместили казарму для заключенных Южлага, строивших железную дорогу в Монголию. В храме Чойра расположился лазарет. В дуганах наспех сколотили нары, следы которых и поныне можно увидеть внутри зданий на колоннах. Пережившие этот кошмар люди утверждали, что случались дни, когда в дацане умирало до сотни заключенных. Об этом напоминают в ограде монастыря ряды безымянных могильных холмиков и... небольшой памятник на могиле одного из лагерных начальников, убитого заключенными за зверское к ним отношение.
В декабре 1940 года власти приняли было решение о размещении в Гусиноозерском филиале Антирелигиозного музея. Но это решение так и осталось на бумаге. На деле после ликвидации лагеря монастырские здания приспособили под сельскохозяйственную школу, инкубатор и жилье.
Часть построек была снесена или разобрана, разрушены субурганы, барабаны-хурдэ, исчез оленный камень — Алтан-сэргэ.
Разграбленный монастырь, достаточно удаленный от городов, пребывал много лет в полном запустении. И хотя в 1950-е годы удалось провести некоторые реставрационные работы, разрушения архитектурного ансамбля остановить не удалось.
В начале 1970-х годов дуган Деважин в целях сохранения был перевезен в только что организованный близ Улан-Удэ Этнографический музей народов Забайкалья, а храм Аюша — в Этнографический музей Новосибирска. К концу 80-х годов в Тамчинском дацане сохранились в полуразрушенном состоянии лишь два дугана — Цогчен и Чойра. Старинный буддийский монастырь как бы заново родился в 1991 году. Здесь вновь появились ламы. Из далекого Новосибирска возвратили разобранный храм Аюша и восстановили на территории дацана. Нашелся священный оленный камень. После проведения реставрационных работ открылся для верующих дуган Чойра, главный дуган Цогчен. Буддийская вера, несмотря ни на что, вновь укрепляется там, где всегда был ее оплот, — у овеянного преданиями Гусиного озера.